Круг чтения директора

Круг чтения директора
    Здравствуйте, уважаемые читатели и те, кто, возможно, в ближайшее время планирует стать ими. Круг чтения директора - новая рубрика сайта библиотеки.
  В этой рубрике я, директор Борисовской центральной районной библиотеки им.И.Х.Колодеева Елена Сергеевна Копыток, буду делиться с вами своими мыслями о прочитанном.
   Никоим разом не претендуя на "истину в последней инстанции" попробую рассказать о тех произведениях, которые стали для меня важными и эмоционально обогатили.
    Сразу скажу - читать люблю с детства, читаю много и разное. Здесь будут как произведения для взрослых, так и мои любимые детские книги.
    То, что вам подойдёт в эмоциональном плане и заинтересует - можно найти в ближайшей библиотеке. Ищите книгу в электронном каталоге - и приходите за ней в наши библиотеки.
*****************************************************************************************************************

#прочитано_для_вас  #взрослым

Готический роман Людмилы Рублевской "Скокі смерці" 

    Вы когда-нибудь слышали о плясках святого Витта? 
    Где и как давно это было?
   Сознаюсь, до того, как я взяла в руки книгу Людмилы Рублевской, об этом понятии я знала крайне мало, примерно следующее: это истерическая эпидемия, распространившаяся в первой половине XIV в. в Германии.
И всё. 
  Открыв книгу "Ночы на плябанскіх млынах", я поняла, что не могу не дочитать роман "Скокі смерці" сразу - настолько интересны и поразительны образы героев - журналистки Анны Барецкой и реставратора Юрия Домагурского. Их прошлое, их настоящее, их будущее - выбор, ради которого приходится смотреть в глаза судьбе. 
Ну, а самый главный герой готического романа "Скокі смерці" - средневековые часы. 
  12 произведений искусства, которые могли сделать невероятное...
                        Остальное вы прочтёте сами.
Для особо интересующихся привожу фрагмент романа: 
...У цмяным святле золку пляц вaкол рaтушы нaгaдвaў поле пaсля бойкі. Дым слaўся нaд брукaм, нa якім ляжaлі нерухомыя целы. Бернaцоні aсцярожнa перaступaў прaз іх, з хaлоднaй цікaвaсцю ўглядaючыся ў твaры, aднолькaвa скрыўленыя пaкутлівaй грымaсaй - вочы вырaчaныя, нібытa aд жaху, зубы выскaленыя ў aпошняй усмешцы. Смерць добрa пaвесялілaся гэтaй ноччу. Што ж, рaнa ці познa янa зaбярэ ўсіх, шкaдaвaнне недaрэчы. Рaптaм пaчуўся нягучны стогн - і нa тле мёртвaй цішы гэтa было гучней зa ўдaр звону. Бернaцоні рэзкa пaвярнуўся. Скрозь дым бaчылaся - нехтa сядзеў, aбняўшы рукaмі кaлені і трохі пaгойдвaючыся. Гервaсі нaблізіўся.
Дзяўчынa... Лекaр бaчыў яе сярод тaнцуючых. Прыгожaя, як рaдaвітaя венецыянкa. Сукенкa з дaрaгогa чорнaгa шоўку перaтвaрылaся ў лaхмaны, белыя кaрункі нaгaдвaлі брудную пену нa пaверхні генуэзскaгa зaліву. Зaлaцістыя косы рaспляліся, вочы aбведзеныя цёмнымі кругaмі нечaлaвечaе стомы… Але сaмі вочы рaзумныя, тужлівыя. Рaптaм дзяўчынa зірнулa нa Гервaсія, і ён, звыклы дa людскогa болю, нечaкaнa для сябе скaлaнуўся...
 *********************************************************************************************************************************

#прочитано_для_вас  #взрослым

„Хрыстос прызямліўся ў Гародні. Евангелле ад Іуды" 

  Для тех, кто любит качественную прозу о временах средневековья. Для тех, кто хочет узнать больше об истории Беларуси. Для тех, кто хочет думать и понимать. Роман Владимира Короткевича "Христос приземлился в Гродно. Евангелие от Иуды".
     Написан роман был в 1965 году, а это значит что „Хрыстос прызямліўся ў Гародні“ был написан задолго до „Кода да Винчи“, до „Имя розы“ Умберто Эко, и до рок-оперы „Исус Христос суперзвезда“ Эндрю Лойда Вебера. Белорусский писатель  Владимир Короткевич опередил их всех, но  умер в 1984 году. К сожалению, он так и не  смог пробиться к всемирному литературному процессу, хотя этого безусловно заслуживал.
  Для меня этот роман-притча стал откровением хотя, признаюсь честно, с первой строки читался тяжело. Когда стало легко я и не заметила - настолько гармонично стали вплетаться  мысли автора в моё сознание.  
    Сюжет, если кратко, такой: Белая Русь, век шестнадцатый. Недоучившегося школяра Юрася Братчика, присоединившегося к труппе лицедеев, жители Городни принимают за Христа. Народ, изголодавшийся по вере и отчаявшийся от бесконечного голода и лишений, тянется к нему. Постепенно игра перестает быть игрой, и Братчик берет на себя ответственность за верящих ему людей...
   А если не очень кратко, то получается так: роман «Христос приземлился в Гродно» посвящён событиям белорусской истории XVI столетия. К написанию романа Короткевича побудило помещённое в «Хронике Белой Руси» Мацея Стрыйковского упоминание о появлении на Гроденщине при короле Сигизмунде І Старом (1506—1548) самозванца, который «себе приписал и присвоил» Христово имя, «проходимца по имени Якуб Мялштинский». 
     Это роман-притча с философскими размышлениями о назначении человека. Вещь на все времена. Начинается как обыкновенный плутовской роман, почти лубок под средневековье, а потом разворачивается в напряжённое и где-то даже надрывное повествование о людях и их доле.
     Оказывается, некоторые вещи не изменились от Средневековья, они попросту являются вневременными: коррупция власти, механизмы заключения и запугивания, стяжательство, ведущее к кризисам, большие обманы, которые базируются на людской вере.
    Неизменными остаются и человеческие эмоции, о которых Короткевич пишет в своем антиевангелии так, что становится и страшно, и смешно.
Для тех, кто понимает беларускую мову - краткий отрывок из романа. 
...У гэты момант вочы Хрыстовы зірнулі ўбок, і ён ледзь не анямеў ад здзіўлення. Тыя манахі, якіх ён сустрэў, вялі па плошчы гаспадара. Ён ішоў увесь светлы і ўсё паскараў хаду. Падышоўшы да стала, зямно схіліўся камісарыю:
— Дзень добры, сонца наша яснае. Слава Хрысту.
Камісарый гартаў паперы.
— Гэта ты іх агаварыў? — спытаў урэшце глава доказнай інквізіцыі.
— Я, — ударыў сябе ў грудзі гаспадар. — І не шкадую ў руплівай дбайнасці сваёй да царквы.
— А ўчарашні самаагавор нашто? З глузду з'ехаў?
— Н-не! На сябе данёс! Таму — думку, мысль, у сябе адчуў.
— Якую?
— Нашто Пан наш Бог у патопе жывёлін тапіў? Яны ж граху не імуць. Каб гэта веруючаму нейкаму выгадна было — тады ясна... Ну, а падумаў — спалохаўся. Што ж гэта будзе, калі кожны — думаць?.. Каюся, ойча!
Камісарый зрабіў знак, каб гаспадара адвялі да іншых.
...Апошняга з пяцёх даўно прывязалі да слупа. Камісарый даўно ўжо кінуў змрочныя словы водпусту:
— І nunс, anima anceps, et sit tibi Deus misericors*.
* Дык ідзі ж, грэшная душа, і хай злітуецца з цябе Бог.
Палалі, цягнуліся да неба, ірваліся ў яго пяць агнёў....
...гаспадар, нібы не верачы сабе, вадзіў вачыма ў розныя бакі. Нават сюды, у тое месца, дзе стаялі апосталы, часам нясцерпна наносіла агнявой спякотай. Што ж было тым?
Клубілася, круціла, раўло. Нібы ў залаціста-крывавых варонках стаялі пяць чалавек. Агністыя зыркія птушкі часам адрываліся ад свайго гнязда і ляцелі ў ружовы прысмерак.
Хрыстос адчуваў, што часам, калі павароціць ветрам полымя ў ягоны бок, у яго патрэскваюць валасы. І ўсё ж ён не адступаў....
...І тут раптам залямантаваў гаспадар:
— Дык я ж з руплівасці! Я ж з дбайнасці! Няўжо і мне адплата?!
— І табе, — няголасна сказаў Хрыстос. — Не агаворваў бы, каб верыў чыста.
Гаспадар нібы толькі тут заўважыў яго і ўспомніў аб абяцанні:
— Хрыстос! Ратуй мяне! Р-ратуй мяне, Хрыстос!
— Ісцінна кажу табе, сёння ж уздадуць табе па жаданнях тваіх, — ціха паўтарыў шкаляр.
— Я ж ча-ла-ве-ек!
Раввуні не мог больш цярпець гэтага. Ён паглядзеў на Юрася і жахнуўся: вочы ў шкаляра былі бязлітасныя.
— Успомніў, — сказаў Хрыстос. — Свіння бачыць зоры толькі, калі ёй пнуць у рыла....
Ірваўся, ірваўся ў неба агонь...
На киностудии «Беларусьфильм» в 1967 году по сценарию «Христос приземлился в Гродно» был создан одноимённый фильм. Однако 22 года пролежал "на полке" - был подвержен цензуре. И только
в 1989 году режиссёр Владимир Бычков перемонтировал фильм и вернул ему авторское название «Житие и вознесение Юрася Братчика».
В ролях великолепный актёрский состав:   Лев Дуров, Илья Рутберг, Лев Круглый, Алексей Смирнов, Любовь Румянцева, Донатас Банионис, Елизавета Уварова, Валерий Носик и другие
Вот такая аннотация у фильма:  
..."В давние времена голода и татарских набегов лицедей-сатирик Юрась Братчик появляется перед народом в облике Христа, и народ верит в чудо. Это событие решает использовать хитрый монах Босяцкий. Арестованного по приказу кардинала Юрася и его друзей — «апостолов», загримировав и одев в соответствующие одежды, выводят к народу. Голодный люд начинает молить о хлебе, и Юрась ведёт толпу к закромам богатеев. Сбежав от кардинала, Юрась с друзьями укрывается в женском монастыре. С помощью народа они разбивают и напавших татар, и войско кардинала..."
ВЫБИРАЙТЕ САМИ - ЧИТАТЬ ИЛИ СМОТРЕТЬ. 
**********************************************************************************************************************************

#прочитано_для_вас  #детям

Маленькие большие девочки Марии Бершадской и Алены Василевич

  
  Информация к размышлению. Размышлению о детской литературе вообще и о том как может взаимно дополняться классическая и современная детская литература. Как это нужно для детей.
  Недавно я одновременно (случайно или нет) прочла две замечательные детские книги двух совершенно разных авторов. 
Алена Василевич "Расти, Ганька" (1966) и Мария Бершадская "Большая маленькая девочка" (2013).      
   Между книгами расстояние почти в 50 лет. То есть, условно говоря, Ганька из повести "Расти, Ганька" спокойно может быть бабушкой девочки Жени из цикла рассказов "Большая маленькая девочка". И что интересно при чтении - между книгами временной отрезок есть, между жизнью героев - определённо есть разница, а вот между эмоциями двух главных героинь - семилетних девочек Ганьки и Жени - разницы нет. Их тревожат одни и те же мысли, они боятся одних и тех же страхов, они совершают одинаковые поступки. 
   К чему это я всё веду? Наши дети обязаны знать и современную и классическую детскую литературу. Пусть даже это будут отрывки из произведений, которые вы прочтёте им сами. ведь не у всех сегодня есть бабушки, которые рассказывают сказки, читают на ночь. Пусть будет хотя бы библиотекарь, который прочтёт ребёнку или вместе с ребёнком небольшой фрагмент и поговорит с детьми о том, что беспокоит героев этой книги. Очень возможно, что дети поделятся с вами своими страхами и бедами. И в этот момент вы поймёте, что не зря выбрали эту профессию.
   Для тех, кто хочет поговорить со своими читателями - будущими первоклашками о том, какая жизнь у них впереди - даю небольшие аннотации о книгах. 
Сравнить предлагаю два отрывка о том как девочки готовились пойти в первый класс. Кому интересно - найдите отрывки сами! 
     Алена Василевич "РАСТИ, ГАНЬКА" 
(кстати, Алена Василевич ныне здравствует, ей  больше 90 лет. И ещё - кому интересно, сообщаю, что  в годы войны она работала библиотекарем)
  
В маленькой белорусской деревне, затерявшейся среди лесов и болот, жила девочка Ганька. Жила с одной мамой, без отца. Трудное у нее было детство. Бедность, лишения, болезнь, а затем смерть матери… И все же книгу о Ганькином детстве не назовешь ни грустной, ни тяжелой. Вся она согрета радостным чувством открытия мира, любовью к родному краю, к родным, близким людям, окружавшим девочку Ганьку.
 
Мария Бершадская "Большая маленькая девочка"  
 Книги Марии Бершадской рассказывают о Жене, которая вытянулась выше самого высокого в мире баскетболиста, и о том, как здорово и как сложно быть непохожим на других. 
   На протяжении двенадцати книжек Женя всё ещё растёт — она меняется, взрослеет. Папа ей говорит, что у каждого человека, даже если он уже вырос, есть ещё какой-то ВНУТРЕННИЙ РОСТ. Жене пока не очень понятно, что нужно делать для этого роста, который внутри. Гулять под дождём? Петь песни? Есть какую-нибудь полезную гадость? Мы тоже этого пока не поняли, но, может быть, прочитав эти двенадцать историй, мы тоже немножко вырастем? 
   Женя — большая маленькая девочка. С одной стороны, в семье она младше всех, даже своей любимой таксы Ветки, а с другой — чтобы заплести ей косички, маме каждое утро приходится вставать на табуретку. Вообще Женя точно такая же, как все другие семилетние девочки. Она терпеть не может, когда её разглядывают или считают какой-то особенной. Она умеет чистить картошку так, чтобы шкурка превращалась в тонкие длинные ленточки. Умеет пришивать пуговицы — почти так же красиво, как папа. 
  А ещё у неё отлично получается рассказывать разные истории — потому что с ней всё время случается что-нибудь интересное…
**********************************************************************************************************************************